Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.
Поиск информации – это извлечение хранимой информации. Методы поиска информации:
• непосредственное наблюдение; • общение со специалистами по интересующему вас вопросу; • чтение соответствующей литературы; • просмотр видео, телепрограмм; • прослушивание радиопередач, аудиокассет; • работа в библиотеках и архивах; • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; • другие методы.
Сбор и хранение
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.
Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени.
Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга – библиотека, картина – музей, фотография – альбом).
Информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур – главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.
Передача
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации – канал связи.
Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
Кодирующее устройство – устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство – устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Деятельность людей всегда связана с передачей информации.
Обработка
Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
Обработка информации по принципу “черного ящика” – процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
“Черный ящик” – это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.
Компьютерная грамотность предполагает:
• знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера; • Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов; • умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.
Информация и информационные процессы
Информатика – это наука об организации процессов получения, хранения, обработки и передачи информации в системах различной природы. Информатика также изучает возможность автоматизации информационных процессов компьютерными средствами. Синонимом слова “компьютер” является “электронно-вычислительная машина” или ЭВМ. Персональный компьютер – один из видов компьютеров наряду с многопроцессорными и мульти системными компьютерами. Сущность же компьютера – это транзисторная технология, которая реализована во всей современной радиотехнике. Более того, процессор как основа компьютера также не является уникальным явлением, так как процессоры сегодня могут иметь как телефоны, телевизоры, так и другие бытовые устройства.
Информация (в переводе с латинского information – разъяснение, изложение) – это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими как “вещество” и “энергия”. Существует три основные интерпретации понятия “информация”.
Абстрактная интерпретация. Информация – некоторая последовательность символов, которые несут как вместе, так в отдельности некоторую смысловую нагрузку для исполнителя.
Конкретная интерпретация. Существуют несколько концепций (теорий) информации.
Первая концепция (концепция К. Шеннона), отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события.
Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым.
Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика – изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, “работающая” часть знаний. Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев.
В настоящее время термин информация имеет глубокий и многогранный смысл.
Во многом, оставаясь интуитивным, он получает разные смысловые наполнения в разных отраслях человеческой деятельности:
• в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; • в теории информации (по К.Шеннону) важны не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность; • в кибернетике, по определению Н. Винера, информация – эта та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы; • в семантической теории (смысл сообщения) – это сведения, обладающие новизной, и так далее…
Такое разнообразие подходов не случайность, а следствие того, что выявилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название – информация.
Виды и свойства информации
По способу восприятия информацию разделяют на следующие виды: визуальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Такое деление основывается на чувствах, с помощью которых информация воспринимается человеком: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание соответственно. Научные исследования показывают, что свыше 90% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение и слух, около 10% – на вкус, обоняние и осязание. Мир живой природы дает великое множество примеров, когда органы чувств (органы получения информации) достигли удивительного совершенства: зоркость глаза орла, круговое поле зрения стрекозы, тонкость обоняния и слуха диких животных. Встречаются у животных и органы чувств, которых человек не имеет. Это боковая линия у рыб, ультразвуковой “локатор” у летучих мышей. У саламандры под кожей на голове есть железа, которая способна различать солнечный свет (“третий глаз”). А у змеи между глазами и носом есть участок кожи, очень чувствительный к теплу. С помощью этого органа змея воспринимает тепловую картину мира.
Информационное обеспечение процесса
ИО-это совокупность данных, используемых для решения задач АСТПП и размещенных на бумажных и магнитных носителях, а также комплекс документов, регламентирующих состав и структуру данных, способы размещения их на носителях информации и правила ведения архивов и баз данных.
Классификация проектной информации
1.Информация о технологическом оснащении. Для технологического оснащения можно выделить группы однородных объектов, отличающихся лишь значениями параметров. (Стандарты и каталоги). 2.Нормативно-справочная информация используется для расчетов режимов резания, припусков, заготовок и.д. (Справочники и каталоги). 3. Информация о деталях и сборочных единицах является наиболее сложной, т.к. представляется в графическом виде и имеет переменную структуру (Чертежи). 4. Информация о ТП имеет во много раз больший объем по сравнению с информацией о деталях и сборочных единицах, т.к. на одну деталь может приходиться несколько десятков технологических операций. Для нее характерно разнообразие используемых документов (технологические карты, карты операционных эскизов, ведомости оснащения и т.д.) 5.Планово-учетная информация необходима для нормального функционирования ТПП (Графики и планы выполнения работ по ТПП, отчеты и акты о завершении соответствующих работ).
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.
Сбор информации — это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте.
Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем — аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.). Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, — в частности, задачи обмена информацией (передачи).
Обмен информацией — это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель — принимает.
Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный «информационный баланс», при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник. Обмен информации производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства. Если объектом-источником является человек, то вырабатываемые им сигналы могут не только непосредственно отражать его свойства, но и соответствовать тем знакам, которые человек вырабатывает с целью обмена информацией.
Информационные технологии в образовательном процессе
Перемены, совершаемые в области создания, трансляции и потребления информации, развитие виртуальных отношений и постоянная модификация информационной среды, в целом, естественным образом влияют и видоизменяют сферу образования. В настоящее время существует множество способов приложения цифровых достижений в области образования и обучения. Особо перспективны и интересны, с нашей точки зрения, интернет – технологии, программные обучающие продукты и коллективные виртуальные занятия в режиме online (семинары, дискуссии, конференции)
Отслеживать появление новинок информационно-образовательного рынка помогают специально посвященные этому разделы периодики (издательской и сетевой), интерактивные совещания практиков и теоретиков в данной области, представление новейших обучающих технологий на сайтах производителей и ведущих специалистов.
В последнее время производство и продвижение информационно-образовательных услуг и продуктов нового поколения приобретает массовый характер, поэтому задача их разумного выбора и распределения в зависимости от форм, целей и ступеней обучения крайне важна. Ответственность и профессионализм в этом деле гарантируют преподавателям большую результативность учебных процессов, тогда как неравномерная структура и непродуманная содержательная часть образовательного цикла способны свести на нет потенциальный эффект любых инноваций. Образно выражаясь, информационные технологии являются подспорьем для глубокого познания и активного учения, а не компенсацией лени и отсутствия способностей.
При выстраивании занятия следует учитывать то, насколько используемые электронные средства обучения соответствуют личным, возрастным особенностям учеников, задачам и специфике изучаемого материала, а также способствуют закреплению навыка при выполнении того или иного вида упражнений. В данном случае быстрота и легкость, с которыми студенты справляются с заданием при помощи программ, еще не являются показателями качества усвоения ими знаний. Так, электронные вспомогательные тренажеры можно назвать обучающими, так как они доводят какой-либо навык до автоматизма (например, скорость печати), но вряд ли стоит причислять их к информационно-образовательным технологиям в полном смысле этого слова, тем более злоупотреблять ими в процессе передачи и контроле знаний.
Различают три вида информационных процессов: хранение информации, передача и обработка. Чисто прикладной нагрузки эта система не несет и просто структурирует происходящие в мире процессы. Начнем по порядку.
Хранение. В первую очередь здесь речь идет о носителях информации – физической среде или объектах. Это могут быть не только рукотворные устройства, но и такие объекты, как дерево или камень. Относительно каждого объекта можно различать внутреннюю память и внешнюю. Например, для компьютера внутренняя – это оперативная память, а внешняя – это жесткий диск, флэш – карты, диски и др., а для человека внутренняя память – это мозг, а внешняя – все остальное. Можно еще поговорить о способах хранения информации – они очень многообразны и со временем их количество только увеличивается. Для каждого способа хранения и соответствующего ему хранилища информации самыми важными параметрами являются объем хранилища и скорость доступа к нужной информации. Например, книга – очень вместительное хранилище, но доступ долгий – если нужно найти определенный отрывок или фразу, придется пролистать много страниц. А на грампластинке можно быстро поставить иголку, чтобы воспроизвести нужный отрывок, однако, с другой стороны, на одной пластинке умещается не очень много данных. Самыми первыми способами хранения информации, вероятно, были рисунки – наскальная живопись. Затем долгое время использовалась письменность. В компьютере, как вы, наверное, знаете, используется двоичная система хранения информации – данные кодируются нулями и единицами и одна ячейка кода называется битом.
Передача. В процессе передачи информации в первую очередь используются источник и приемник. Источник информации может быть каким угодно: телевизор, книжка, надпись на стене. Приемником тоже может являться не только человек. Например, телевизор получает информацию через антенну.
Обработка информации может быть самой различной – от отсеивания лишней информации до декодирования. Но в любом случае есть исходная, конечная информация и исполнитель обработки. У принимающей стороны должен быть определенный алгоритм обработки для данного вида информации. Есть два принципиально различных вида обработки информации – изменение формы представления информации, не меняющее содержание и изменение содержания информации. К первым относятся декодирование или шифровка, а ко вторым фильтрация или поиск.
Заказать срочное эссе означает запросить профессиональное написание эссе в кратчайшие сроки. Это может потребоваться студентам, когда у них ограничено время на выполнение задания, и они ищут внешнюю помощь, чтобы успеть сдать работу в установленный срок.
Заказ срочного эссе может быть полезным в случаях, когда у студента возникают неотложные обстоятельства, такие как близкий срок сдачи задания, недостаток времени или другие факторы, мешающие самостоятельному написанию работы. Важно помнить, что срочные заказы могут стоить дороже обычных, поэтому стоит готовиться к дополнительным затратам.